Независимые эксперты

Михаил Козлов

Директор по интернет-маркетингу компании "Ашманов и Партнеры".

Дмитрий Малявкин

Руководитель направления веб-разработок и интернет статистики "Артон Консалтинг".

Антон Терехов

Директор по маркетингу OZON. Старший преподаватель Высшей Школы Международного Бизнеса при АНХ РФ.

  кто еще

Прошли предварительную регистрацию

(Всего более 310 студий)

  кто еще


Обзор критики и комментарии организаторов

Материал написан Андреем Тереховым в рамках работы над проектом.

После старта проекта "Рейтинг TOP-100 ведущих веб-студий Рунета" возникло много обсуждений, предложений и критики на различных ресурсах. Часть критики можно признать обоснованной, и поэтому мне хотелось бы прояснить нашу позицию, почему мы проводим проект именно так, рассказать, собственно, "как" мы его проводим, а также ответить на ряд вопросов, звучавших в наш адрес.

Кратко о проекте

Проект представляет собой исследование рынка разработки сайтов в Рунете. В рамках проекта проводится опрос представителей веб-студий и независимых экспертов, с целью определить количественные показатели рынка (объем, количество игроков, распределение по регионам, портрет средней студии и пр.), а также построить TOP-100 ведущих компаний по занимаемой доле рынка (по мнениям участников рынка и экспертов).

За неделю предварительной регистрации в рамка проекта зарегистрировалось более 300 веб-студий и был привлечен ряд независимых экспертов, а также информационных спонсоров. Сейчас - с 23 по 30 марта идет голосование. Компании, не успевшие пройти регистрацию предварительно, имеют возможность сделать это прямо сейчас во время опроса. Результаты исследования и сам рейтинг будут опубликованы 3 апреля.

Перейдем теперь к основным вопросам и претензиям, которые предъявляют критики:

Основные претензии критиков

Если брать критику обоснованную, то можно выделить несколько базовых вопросов и претензий, адресуемых в адрес проекта. Попробуем ответить на них и разъяснить нашу позицию:

  • Рейтинг необъективен, потому что основывается не на реальных данных по оборотам студий, а только на мнении представителей студий и экспертов, чья осведомленность - еще вопрос.
    C точки зрения реальной оценки оборотов компаний рейтинг действительно нельзя назвать на 100% достоверным. Однако мы об этом нигде и не говорим. Наоборот, везде, где только можно, подчеркиваем, что рейтинг отражает только мнение профессиональной среды о распределении лидеров, причем большую роль в оценках экспертов играют не только оборот компании, но и уровень ее известности. Тем не менее, с этой оговоркой, информация, предоставленная нами - достоверна и может использоваться как реальный инструмент. Проблема в том, что создать объективный рейтинг именно по оборотам на данный момент невозможно - рынок слишком размазан, существует огромное количество мелких игроков, чьи обороты подсчитать просто нереально. Крупные компании свои обороты также не раскрывают. Проводя оценки по портфолио или количеству сотрудников с поправкой на норму прибыли - можно ошибиться в разы. А если с одной компанией ошибиться в плюс, а с другой в минус - получится разница в оценке оборотов на порядок у равных компаний. Поэтому сформировать рейтинг на основе объективных и достоверных оценок сейчас невозможно. Как только, а мы на это надеемся, ситуация на рынке перестанет быть такой непрозрачной, мы немедленно предоставим общественности данные по реальному распределению оборотов.


  • Непонятно, зачем этот рейтинг вообще нужен? Получается междусобойчик между студиями, а действительно интересные данные никто раскрывать не будет.
    На вопрос, зачем нужен рейтинг и исследование, отвечу ниже. Далее, текущий масштаб проекта (более 300 студий) не позволяет говорить о междусобойчике - слишком велико количество опрашиваемых. Насчет интересности данных - неужели людям, работающим на этом рынке, не будет интересно услышать мнение лидеров из десятки, экспертов и просто большого количества своих коллег, которым нет смысла искажать информацию в общих вопросах по рынку? Не поверю.


  • Рейтинг - PR акция кого-то там, все места куплены.
    Это неконструктивная критика, хотя довольно частая. Отвечать на нее не буду, потому что смешно. И смешно будет любому человеку, знающему рынок и видевшему состав экспертов.


  • Данные по исследованию никому не нужны и покажут лишь "среднюю температуру по больнице".
    Это, смотря как их преподать. Мы не планируем тупо усреднить все полученные данные в рамках опроса. Мы предоставим распределение всех параметров, а также проведем тщательный анализ по всем интересным показателям. Что именно, какие отчеты и параметры войдут в наше исследование - я написал ниже.

Кстати, в плане конструктивного анализа методики проведения рейтинга в прошлом году интересный материал написал Дмитрий Васильев, директор компании-разработчика "Аист".

Зачем и кому нужен рейтинг и исследование?

Отдельно хочу остановиться на вопросе, зачем и кому рейтинг и исследование рынка может быть интересно и полезно.

Целевая аудитория:

  • Разработчики, представители студий
    Рейтинг интересен представителям студий по многим позициям. Во-первых - самоидентификация своего места на рынке. Во-вторых, спортивный интерес, попадем ли мы рейтинг. В-третьих, получение реальной информации о состоянии рынка. И в-четвертых, коммерческий эффект от потенциальных заказчиков, которые рейтингом будут пользоваться. Исследование интересно разработчикам даже в большей степени. Для грамотной работы любой компании ей нужна информация о рынке, на котором она работает. Рынок же создания сайтов находится в информационном вакууме. Один факт, что до меня в прошлом году никто не оценивал объем рынка - уже говорит очень о многом. Маркетинговой деятельности у большинства компаний на рынке нет, а информация очень нужна. Собственно, идея провести такой проект и пришла мне в голову, когда очень понадобились реальные данные по рынку - а их не было.


  • Заказчики
    Если данные исследования по рынку заказчикам нужны в основном как вспомогательная информация для расширения кругозора, то рейтинг можно превратить в реальный инструмент. Я не призываю ни в коем случае заказчика использоваться рейтинг как основной критерий подбора подрядчика, это было бы глупо. Но как инструмент вспомогательный, один из фильтров подбора подрядчика - почему нет. И более того, по итогам прошлогоднего рейтинга я регулярно слышу о различных тендерах и проектах (как для общероссийских и мировых брендов, так для локальных компаний), где круг подрядчиков составлялся с учетом рейтинга. Опять же, учитывая отсутствие аналитической информации по рынку, заказчику надо ориентироваться хоть на что-то, и рейтинг (при правильном понимании метода его формирования) может послужить существенным подспорьем. Надо при этом помнить, что в рейтинге речь идет о мнениях игроков рынка, а также только о доле компаний - ничего о качестве, ценах и пр.

    В конечном итоге, внимательное прочтение результатов исследования и рейтинга поможет представителям заказчика избежать многих ошибок, которые они склонны совершать.


  • Интересующиеся/новички
    Им проект дает интересную информацию для размышления, которая поможет им, если они когда-нибудь столкнутся с рынком на практике.

Что войдет в исследование и как оно проводится

Расскажем, какого рода информацию и приложения мы планируем включить в финальный отчет и рейтинг:

Общее исследование рынка

  • Анализ текущей ситуации на рынке (+ избранные комментарии экспертов)
  • Выявление основных проблем рынка (+ избранные комментарии экспертов)
  • Количественные данные по рынку и их анализ: (+ избранные комментарии экспертов)
    • Общее количество игроков
    • Ценовые ниши и распределение внутри них; изменение средней стоимости проектов
    • Время изготовления типового сайта
    • Количество сотрудников компаний
    • Обороты компаний и их изменение за последний год
    • Оценка объема рынка и динамики его роста
    • Региональное распределение компаний
  • Основные тренды развития рынка (+ избранные комментарии экспертов)

TOP-100 студий

  • Итоговый рейтинг TOP-100 ведущих студий Рунета 2007
  • Подробный анализ рейтинга, сравнение с прошлым годом, выявление тенденций
  • Избранные комментарии экспертов по их вариантам голосования
  • Комментарии "a posteriori" представителей студий из TOP-10
  • "Малый рейтинг" студий по версии независимых экспертов, сравнение

Приложения

  • Все комментарии экспертов и представителей студий по всем общим вопросам
  • Распределение студий по платформам разработки сайтов
  • Распределение студий по типам использования своих/сторонних CMS-систем

Рейтинг основывается только на результатах опроса представителей студий и экспертов. Исследование базируется как на результатах опроса, так и собственных данных нашей группы. В рамках собственного исследования был сформирован каталог более чем на 800 действующих студий, собрана и проанализирована разнообразная информация по ним. также были проведены выборочные оценки различных сегментов рынка, собраны данные с большого количества компаний-заказчиков по распределению Интернет-бюджетов, проведены параллели с рынком Интернет-рекламы, а также решен ряд других исследовательских задач. На основании этих данных и будут сформированы финальные отчеты.

В завершение хотел бы добавить, что наш проект всегда открыт для конструктивной критики, а также любые идей. В наших планах проведение ряда исследований на рынке с использованием других методологий, которые мы постараемся провести в ближайшее время.

Информационные
партнеры:

Вебпланета Deforum Газета \